В последнее время на фоне увеличивающейся мощности крупнотоннажных самосвалов, необходимости увеличения оперативной скорости на добывающих предприятиях становится все более актуальным применение автономных систем контроля давления и температуры в крупногабаритных шинах. Про необходимость постоянного контроля давления в шинах говорится практически в каждом учебном пособии по эксплуатации.
Рабочая температура шины является одним из основополагающих факторов, объясняющих причину многих повреждений. Увеличивающаяся скоростная нагрузка, перегрузы, увеличение длины рабочих циклов – все это приводит к повышенному теплообразованию внутри шин. Наибольшую проблему это создает для шин с диагональной конструкцией каркаса. В летний период температура внутри шины может достигать 100°С и более – не редкость. Мы знаем это или догадываемся об этом, но не совсем понимаем к чему это может привести. Наверное будет не лишним привести несколько потенциальных проблем, которые возникают при длительном воздействии высоких температур (более 120°С):
- Существует вероятность разрушения серных связей в вулканизованной резине, что приводит к возникновению микротрещин в различных слоях каркаса. Наиболее проблемными являются внутренние слои каркаса и слои между каркасом и протектором. Перегрев приводит к отслоениям и в конечном итоге – к разрушению самой шины
- В диагональных шинах – длительное воздействие высокой температуры снижает такой показатель, как «разрывная нагрузка». Необратимые потери прочности корда при длительном воздействии высокой температуры составляют 2-4%. Однако нужно учитывать и тот факт, что существуют так называемые «обратимые потери», т.е. характеристики, которые первоначально резко снижаются, с последующим восстановлением параметров. Например при резком повышении температуры и кратковременном воздействии 120°С на нити капронового корда обратимые потери могут составить до 30% прочности, что может быть опасно при резких механических воздействиях (неровности дорожного покрытия при движении загруженного самосвала, просыпи.)
- Нарушение адгезии резин к металлокорду в шинах с цельнометаллокордным каркасом. Радиальные шины ЦМК менее подвержены нагреву в процессе эксплуатации под нагрузкой. Однако они более чувствительны к высоким температурам вследствие опасности разрушения резин, непосредственно прилегающих к металлу (нарушение адгезии).
На протяжении последних лет многие производители крупногабаритных шин рекомендуют использовать в процессе эксплуатации автономные системы контроля давления и, в некоторых случаях, температуры.
Компания SCHRADER s.a.s. – лидер в производстве и поставке систем контроля давления и температуры в шине (TPMS) для производителей автомобильной техники и революционных программируемых датчиков для вторичного рынка. Фактически, более половины всех мировых автомобильных платформ мира используют TPMS технологии компании Шрадер. Системы контроля давления в шинах помогают водителю избежать серьезных аварий, уменьшить воздействие на окружающую среду и сэкономить деньги.
Система контроля давления и температуры(СКДиТ) SCHRADER предназначена для постоянного контроля давления и температуры в крупногабаритных шинах и представляет собой набор взаимосвязанных устройств:
- Электронные датчики вклеиваются в шины при помощи специальных пластырей на внутренней поверхности. Представляют собой неразборный моноблок, залитый полимером, передающий каждые 300 секунд информацию о давлении и температуре в шине. Каждый датчик оборудован элементом питания, который рассчитан на эксплуатацию в течение 3-х лет.
- Антенна устанавливается внутри кабины.
- Информация о давлении выводится на дисплей в кабине. Данные о давлении и температуре сохраняются в памяти электронного блока. Дисплей : Данные о давлении и температуре копируются на флеш-карту при ее подключении к порту USB. В базовой комплектации система выводит информацию на дисплей и сохраняет данные в памяти за период 5 лет.
- Контроллер в алюминиевом корпусе устанавливается внутри кабины.
- Программное обеспечение позволяет провести анализ данных и выяснить в какой момент времени имело место резкое снижение давления или перегрев шин.
При монтаже новой или, например, отремонтированной шины датчик устанавливается на внутренней поверхности автошины на боковой поверхности примерно в 10-15 см от края бортового кольца. Сначала устанавливается пластырь по стандартной процедуре (пластырь клеится «холодным способом»). Затем на контактную площадку на пластыре крепится датчик. Датчик начинает работать автоматически как только на него подается давление более 0,5 бар. Каждый датчик имеет уникальный цифровой код, который написан на корпусе, а также имеет специальную клейкую бирку с нанесенным на ней кодом. После установки датчика и монтажа шины на диск, при накачивании шины датчик автоматически начинает работать.
Программное обеспечение устанавливается на любом стационарном компьютере, например у механика. Программа позволяет вести учет следующим образом: после установки датчика уникальный код прописывается в программе с привязкой к конкретному транспортному средству, а также к конкретной позиции на машине. Например: заднее правое внутреннее - № датчика - № шины. Данная информация фиксируется в программе, и так по каждой шине. После ввода этой информации программа фиксирует по позициям номера датчиков. Одновременно с вводом кодов мы имеем возможность установить критические значения, при достижении которых устройство будет включать аварийное предупреждение (звуковой зуммер). Например: температура max – 100C . Давление – min 4,5 bar.
Далее мы вставляем в USB вход компьютера носитель (флешку), на которую программа записывает контрольные коды для контрольного устройства. Эта флеш-карта после этого вставляется в разъем, который находится на лицевой панели дисплея рядом с экраном. На экране загорается надпись: «не вынимать карту», и в течение некоторого времени проходит автоматическая синхронизация кодов датчиков. После того, как погасла надпись – флешку можно извлечь из разъема. Далее сканирование происходит автоматически, а информация накапливается в памяти контроллера.
Механик может один раз в день (неделю или месяц, согласно регламента) снимать показания датчиков, записанные в памяти устройства. Для этого флеш-карта вставляется в разъем на лицевой панели дисплея и устройство в автоматическом режиме сбрасывает информацию (дата-файл) на носитель. Флеш-карта с информацией вставляется в USB вход компьютера, на котором установлена программа SCHRADER, и после переноса информации в базу мы можем проводить анализ данных в любой удобной форме: цифровой, построить графики по температуре и давлению в каждой шине на автомобиле.
Контроллер обычно устанавливается в отсеке автомобиля вместе с другими контрольными системами, но может также устанавливаться непосредственно в кабине водителя-оператора. К нему подключается приемная антенны, которая представляет собой небольшое устройство, которая так же устанавливается внутри кабины. Дисплей с жидкокристаллическим экраном показывает в режиме реального времени показания давления и температуры во всех шинах, на которых установлены датчики. Поскольку сканирование и передача происходит каждые 5 минут, на экране отображается информация, которая была получена контроллером при последнем сканировании. Возле каждого схематического колеса одновременно появляются надписи о фактическом давлении или о температуре. Давление и температура высвечиваются поочередно.
В комплекте с системой поставляется программное приложение, предназначенное для работы в среде Windows. Приложение позволяет вводить необходимые настройки (пороги срабатывания, расположение колес и т.д) для корректной работы системы, а также просматривать данные, полученные в процессе работы системы и строить графики.
Приложение состоит из основных окон:
- Главное меню
- Настройка системы
- Визуализация данных полученных от датчиков
СКДиТ SCHRADER может использоваться совместно с системами диспетчеризации (прописываться), что позволяет централизованно вести контроль за фактической ситуацией по давлению и температуре в шинах в процессе эксплуатации и своевременно реагировать на аварийные ситуации (резкое снижение давления, изменение температуры и т.д.), предусмотрена передача данных в реальном времени на компьютер диспетчера или передача СМС на мобильный телефон ответственных лиц. Данные могут передаваться по каналам GPRS мобильной сети, через Wi-Fi и пр.
Особенности использования систем:
- Измерение температуры дает возможность предотвратить преждевременный выход из строя шин по причине эксплуатационного перегрева. Критическая температура для диагональных шин – 120-130 градусов, после которой начинаются необратимые изменения структуры резин.
- Визуальный и аудио контроль температуры позволяет обязать водителя принимать меры для предотвращения перегрева. (остановить машину, не нарушать скоростной режим и т.д.)
- Cистема позволяет контролировать в реальном времени давление и температуру в шинах. Система предупреждает о любых отклонениях, выходящих за рамки заданных параметров настроек.
- Практически полностью независимая работа от водителя.