Пневмогайковерт – это полезный профессиональный инструмент, который крайне необходим при ремонте автотранспорта. Такое приспособление позволяет откручивать и закручивать резьбовые соединения с помощью сжатого воздуха. Устройство обладает простотой в применении и отличается повышенной мощностью. Это позволяет работать даже с очень тугими соединениями. Выясним, как правильно выбирать пневмогайковерт для СТО и шиномонтажа.
Как работает пневмогайковерт
Инструмент подсоединяется к пневмолинии или воздушному компрессору. Это делается при помощи штуцера. Затем после нажатия на курок, по шлангу начинает проходить сжатый воздух. И это способствует вращению ротора инструмента. В результате приводится в движение шпиндель. Наличие опции реверса позволяет не только закручивать, но и откручивать крепежные элементы.
В зависимости от типа механизма, процесс немного отличается. В ударном пневмогайковёрте сжатый воздух под давлением поступает через шланг, подключенный к компрессору. Воздух попадает в пневматический двигатель, который представляет собой сложную систему поршней, шатунов и кривошипов. Движение поршня, вызванное расширением сжатого воздуха, преобразуется во вращательное движение ротора. В ударных гайковёртах вращательное движение дополняется ударным механизмом. Это обычно система молотков или поршней, которые наносят серию коротких, мощных ударов на приводной квадрат. Эти удары значительно увеличивают крутящий момент, позволяя откручивать и закручивать даже сильно затянутые гайки.
Работа неударного пневмогайковёрта аналогична, но без ударного механизма. Вращательное движение от пневматического двигателя передаётся непосредственно на приводной квадрат. Это обеспечивает более плавное и контролируемое вращение, но с меньшим крутящим моментом, по сравнению с ударным гайковёртом.
В большинстве устройств предусмотрена функция реверса. Это достигается переключением направления потока сжатого воздуха в пневматическом двигателе. Это позволяет быстро менять направление вращения, что необходимо для закручивания и откручивания гаек.
Виды пневмогайковертов
Инструменты классифицируются по разным параметрам. В зависимости от варианта механизма, они бывают:
- ударные, в которых применяется ударный механизм для откручивания и закручивания гаек, что позволяет развивать большой крутящий момент. Подходят для работы с сильно затянутыми гайками;
- с плавающим механизмом или неударные. Такие приборы обеспечивают более плавное и контролируемое вращение, позволяя работать с более хрупкими деталями и избегать повреждений. Крутящий момент у них обычно меньше, чем у ударных. Идеальны для деликатной работы и тонкой настройки.
В зависимости от типа привода могут делится на такие типы, как с пистолетной рукояткой. Также представлены модели с прямой рукояткой. Они применяются в труднодоступных местах. Устройства разделяются по направлению вращения. Реверсивные позволяют изменять направление вращения, что необходимо для закручивания и откручивания гаек. Это наиболее распространенный тип. Не реверсивные вращаются только в одном направлении.
Инструменты могут иметь и разные скорости вращения. Выбор конкретного типа пневмогайковёрта зависит от конкретных задач. Для шиномонтажа легковых автомобилей чаще всего используются ударные реверсивные гайковёрты с 1/2” приводом и пистолетной рукояткой. Для грузовых автомобилей — более мощные ударные гайковёрты с 3/4” или 1” приводом. Неударные гайковёрты могут использоваться для более деликатных работ, где важно избежать повреждений.
Характеристики пневмогайковертов
Пневмогайковерты имеют следующие параметры:
- крутящий момент - это ключевая характеристика, показывающая максимальную силу затяжки гаек. Чем выше крутящий момент, тем более мощный гайковёрт. Для легковых автомобилей обычно достаточно 400-700 Нм, для грузовых — от 800 Нм и выше;
- скорость вращения показывает количество оборотов в минуту. Влияет на скорость работы. Высокая скорость удобна для быстрой работы, но может быть менее контролируемой;
- тип механизма;
- расход воздуха. Количество сжатого воздуха, необходимое для работы гайковёрта;
- давление воздуха. Рабочее давление сжатого воздуха. Обычно 6-8 бар.
Стоит отметить и дополнительные параметры. Регулятор мощности позволяет изменять крутящий момент в зависимости от ситуации. Материал корпуса влияет на прочность и долговечность гайковёрта. Защита от перегрева отключает гайковёрт при перегреве.
Отличия пневмогайковерта для легковых и грузовых машин
Выбор пневмогайковёрта для шиномонтажа и СТО зависит от нескольких ключевых факторов, и главное отличие — это применение для легковых или грузовых автомобилей. Имеет значение скорость вращения. Оптимальное значение зависит от опыта пользователя и типа работ. Для легковых авто достаточно 7000-10000 об/мин, для грузовых может потребоваться больше, но чрезмерно высокая скорость может быть опасна. Уделяется внимание квадратичному приводу. Обычно используется 1/2” (12.7 мм) для легковых и 3/4” (19.05 мм) для грузовых автомобилей. Больший квадрат обеспечивает больший крутящий момент. Длина инструмента влияет на удобство работы и доступ к гайкам. Для грузовиков часто требуются гайковёрты с удлинённым хвостовиком.
Рекомендации по эксплуатации
Правильная эксплуатация пневмогайковёрта продлит его срок службы и обеспечит безопасность работы. Перед началом работы важно убедиться, что давление сжатого воздуха соответствует требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации. Слишком высокое давление может повредить инструмент, слишком низкое — снизить его эффективность. Также нужно проверить, что все соединения шлангов и фитингов герметичны. Необходимо использовать головку соответствующего размера и типа для гайки, с которой предстоит работать. При длительной работе необходимо делать перерывы, чтобы избежать перегрева инструмента.