Избежать порезов и других повреждений шин на российских дорогах удается не многим водителям. Знакома подобная неприятность также владельцам мотоциклов, велосипедов и прочего транспорта. Особенно она прибавляет хлопот, если возникает непосредственно в пути. Именно по этой причине в распоряжении любого водителя должен быть комплект специальных ремонтных материалов, которые позволяют восстановить до 70% автомобильных шин.
Быстрый и надежный ремонт повреждения изолирующего слоя в результате наезда на саморезы, гвозди и другие острые предметы удастся осуществить при помощи пластырей. Они эффективно устраняют сквозные дефекты за счет высокой прочности и гибкости. Существует несколько видов таких изделий, которые подбирают в зависимости от степени и характера повреждения.
Универсальные пластыри
Они представляют собой вулканизированное изделие, оснащенное полимерной подложкой. Такие пластыри для шин могут иметь круглую, квадратную, овальную, шестиугольную форму. С их помощью удастся устранить:
- мелкие проколы;
- порезы;
- разрывы.
Главное условие их применения — сохранение целостности корда.
Для установки такого изделия используют специальный клей и метод холодной вулканизации. Многослойная конструкция материала делает его прочным и эластичным для работы в режиме переменной нагрузки.
Расходными материалами такого типа могут пользоваться не только частные владельцы транспорта, но и шиномонтажные мастерские. Популярность универсальных пластырей связана с некоторыми их очевидными преимуществами:
- простая технология ремонта;
- нет необходимости в применении горячей вулканизации;
- способствуют созданию жесткого каркаса внутри;
- обладают достаточной толщиной и эластичностью;
- отличаются разнообразием форм и конфигураций;
- характеризуются низкой стоимостью.
Они могут использоваться для ремонта мелких повреждений, порезов, проколов, при которых отсутствует повреждение нитей корда.
Различия пластырей по способам вулканизации
Вулканизировать пластыри можно одним из способов: «холодным» или «горячим». В первом случае склеивание резины осуществляется без влияния высоких температур, поэтому важно выполнять предварительное обезжиривание, удалять различные загрязнения и зачищать поверхность шин. При горячей вулканизации под влиянием высокой температуры между пластырем и ремонтируемой поверхностью создается прочное сцепление, которое усиливает специальный устойчивый клей. Из этого следует, что материал заплаточного изделия должен соответствовать методу вулканизации, в противном случае ремонт окажется безрезультатным.
Для горячей вулканизации
Такие пластыри для шин обеспечивают надежное закрытие прокола за счет высокой адгезивной способности, которая проявляется при нагреве. Они могут применяться для ремонта автомобильных, мотоциклетных, велосипедных камер и шин. По площади они оснащены специальным тонким слоем, который обеспечивает плотное прилегание материала к шине. Соблюдая правила установки, удастся достичь прочности стыковки выше 90%.
Данные изделия отличаются прочностью и гибкостью. Они проходят предварительную вулканизацию (исключение — адгезивный слой черной резины заданной толщины). Благодаря этому, установка может происходить без дополнительного дублирования с использованием прослоечной резины в месте дефекта шины.
С их помощью ремонтируют сквозные повреждения, сопровождающиеся нарушением корда на шинах следующей техники:
- карьерной техники;
- погрузчиков;
- грузовых автомобилей;
- сельскохозяйственных ТС;
- колесных тракторов.
Такие изделия справляются с нагрузкой на всем участке шины — начиная от кромки борта и до центральной части беговой дорожки. Имея достаточную длину и одновременно небольшую толщину, они приводят к незначительному увеличению жесткости боковой стенки в месте повреждения. Это улучшает качество и надежность ремонта шин.
Процесс вулканизации занимает несколько часов и подразумевает обработку места дефекта, наложение пластыря с последующим нагреванием и охлаждением соответствующего участка.
Для холодной вулканизации
Такие пластыри различных размеров используют для ликвидации проколов на шинах и камерах:
- легковых, грузовых автомобилей;
- мотоциклов;
- сельскохозтехники.
За счет холодной вулканизации материал изделия прочно сцепляется с рабочей поверхностью в зоне дефекта, благодаря чему колесо сможет прослужить длительный срок. Закрепление пластыря происходит с применением специального клеящего состава. Они проходят предварительную вулканизацию (тонкий адгезивный слой при производстве не вулканизируется). Преимущества таких изделий:
- долговечность — после нанесения служат столько же, сколько и шина;
- обеспечивают надежность стыка;
- устойчивость к низким температурам;
- отсутствие жесткости на боковой стороне автошины;
- прочность и высокая гибкость.
Подбирают их в соответствии с типом, размером покрышки и повреждения. Для установки используется специальный самовулканизирующийся клей. Предварительно поверхность обрабатывают, покрывают буферным очистителем, наносят специальный клей, а затем пластырь. В результате удается достичь очень прочной, устойчивой молекулярной связи в считаные минуты.
После холодной вулканизации шина не меняет своих характеристик, в некоторых случаях даже отсутствует необходимость в проведении балансировки колеса. В рамках данной процедуры не используется специальное оборудование.
Различия пластырей по типам шин
Современные производители предлагают шины радиального и диагонального типа. Ремонт проколов радиальных и диагональных шин имеет значительные отличия, по этой причине важно использовать подходящие расходные материалы.
Радиальные пластыри
Конструктивные свойства расходника данного типа полностью соответствуют радиальным шинам. Такие изделия призваны испытывать нагрузку начиная от края и до середины боковой дорожки. Они обеспечивают надежную, долговечную службу колеса независимо от места повреждения. Различают пластыри:
- стандартные — могут использоваться для восстановления в любой части колеса, изготавливаются преимущественно из полиэстеровых нитей, уложенных в несколько слоев;
- многослойные — позволяют выполнять ремонт камерных, бескамерных радиальных шин различных транспортных средств.
Производство радиальных пластырей осуществляется на основе вискозного или капронового корда, известного своей прочностью и слабой растяжимостью. Имея большую длину и незначительную толщину, данный вид изделия во время эксплуатации исключает риск увеличения уровня жесткости в боковой части стенки колеса и на местах прорыва. При этом значительно увеличивается качество и долговечность проведенных работ.
Обработанные дополнительным слоем резины края изделия устойчивы перед растрескиванием. Применение квадратной формы позволяет выполнить эффективные ремонтные работы в отношении беговых дорожек.
Вулканизироваться они могут холодным и горячим методом. В первом случае рекомендуется использовать закаточный валик, во втором — одноэтапную технологию «термопресс». При горячей вулканизации термопластырь прогревают до 135°С, используя давление не менее 3 Атм — это придает адгезивному слою особую прочность.
Диагональные пластыри
Помогают устранить дефекты в шинах диагонального типа. Данный вид расходного материала может иметь цельноформованную конструкцию и состоять из специально подобранных слоев корда — они придают изделию прочности, эластичности для работы в режиме переменной нагрузки.
Устанавливают их на внутреннюю часть автошины, обеспечивая высокие показатели герметичности. Подходят для работы с повреждениями в любой части колеса. Могут использоваться для ремонта шин грузовой, карьерной техники, легковых машин. Могут использоваться для ремонта как нейлонового, так и вискозного каркаса. Конструкция пластырей для дорожно-строительной техники предусматривает точное соответствие напряжения нитей углу пересечения нитей каркаса колеса.
Изготавливают этот тип изделий из синтетического или натурального каучука. Отсюда становятся очевидны следующие свойства диагональных пластырей:
- высокая прочность;
- максимальная устойчивость к повреждениям;
- разнообразие форм.
Как выбрать пластырь
В зоне беговой дорожки используют изделия серии RS d и ножки грибков. Подбирают пластырь, ориентируясь на данные Таблицы предельных размеров повреждений шин с ЦМК. Целесообразным считается применение короткого изделия, поскольку брекер снимает до 50% нагрузки с каркаса пластыря.
Важно ориентироваться также на сроки и условия хранения пластырей. Ведущие производители расходников обращают внимание на то, что температура хранения химически активных ремонтных материалов должна составлять 18С. Несоблюдение этого режима чревато старением и подвулканизацией химического слоя. Проверить состояние химического слоя пластыря и его клейкость можно, согнув изделие пополам — адгезив при этом должен иметь легкую липкость и «бугриться» на месте сгиба.