Основным аспектом эксплуатации автомобиля остается содержание последнего в техническом исправном состоянии, это отражено в действующей нормативной документации. Так, согласно постановления Правительства Российской Федерации № 837 от 27.05.2023 года, запрещено эксплуатировать транспортное средство по многим параметрам, в том числе если неисправна антиблокировочная система. К другому критерию стоит отнести состояние покрышек, особенно рабочему давлению в них. Низкое давление в шинах приводит к повышенному расходу топлива, покрышки быстрее изнашиваются, снижается управляемость автомобилем, увеличивается тормозной путь, существенно увеличиваются риски аквапланирования, возрастают риски возникновения неуправляемых заносов или повреждения шины. Эти факторы провоцируют образование грыж, порезов, пробоин или даже повреждению колесного диска в случае попадания на рытвины или ямы.
Особенности системы
Существенно возросшие потребности к безопасности, обязали производителей автомобилей искать решение задач по сохранению имущества и здоровья автовладельцев. Для этого была разработана система TPMS. Первые аналоги появились после изобретения системы АВС и уже в конце восьмидесятых её устанавливали на премиальные автомобили европейского производства. В Америке первая система TPMS (СКДШ) была установлена на Chevrolet Corvette 1997 года. Это послужило стимулом, и технология пошла в массы. Поскольку все производители автомобилей стараются быть в тренде, тема стала особенно актуальна после публикации в СМИ исследований Национальной Безопасности Дорожного Движения (NHTSA) от 2012 года. Так по утверждению экспертов ежегодно в Америке ежегодно из-за не докаченных шин провоцировалось более 250 тысяч аварий, в которых погибало около 700 человек и 33 тысячи людей получали травмы различной степени тяжести. После установки датчиков, указывающих на низкое давление число дорожно-транспортных происшествий сократилось до значения 8,5 тысяч. При этом число пострадавших сократилось до ста двадцати человек. Кроме того, институт привел данные по экономии топлива, при снижении давления в шинах на 0,5 Бар возрастает потребление топлива и перерасход составляет до 16 тысяч тонн ежедневно для автомобилей Америки. Данные свидетельствуют не только о потенциальной угрозе жизни и здоровья из-за не докаченных шин при совершении ДТП, но и существенному удару по кошельку, а для людей, радеющих за состояние экологии этот факт ещё и существенный удар по состоянию планеты в целом.
История развития
Первый варианты систем, были относительно примитивны. В программе блока АБС прописывался дополнительный протокол, который определял при помощи штатных датчиков АБС количество вращений колес и оповещал водителя о снижении давления. Принцип довольно прост, поскольку колесо с низким давлением обладает меньшим диаметром в отличии от накаченного, оно вращается быстрее. Что и определяла система. Отрицательным моментом в данном виде СКДШ, большая погрешность, это обусловлено не абсолютными величинами, а вычисленными. Что приводило к большой величине погрешности, которая могла составлять до 30%. Кроме того, присутствовало и другое обременение, в случае замены колес на другой размер или замены покрышек на другого производителя, приходилось перешивать программу, точнее производить калибровку для корректной работы системы СКДШ.
Современные технологии
С развитием каналов беспроводной передачи данных, например таких как Wi-Fi или Bluetooth, стало возможным использование датчиков определяющих абсолютное давление в шинах с последующей передачей данных на бортовой компьютер. Который точно определяет какое именно колесо имеет наименьшее давление. Развитие технологии в настоящий момент позволяет даже при отсутствии встроенной технологии устанавливать такую систему практически на любом транспортном средстве. Отличительная особенность между штатной системой и нештатной заключается в том, что штатная система выводит информацию на бортовой компьютер, а аналог выводит информацию на дополнительный монитор. При этом у не штатной системы есть собственные преимущества, кроме давления в покрышке она способна передавать температуру окружающей среды, температуру покрышки и многое другое. Все передаваемые данные зависят от опциона и функционала выбранной системы. Единственным недостатком остается только тот факт, сто существуют проблемы в процессе «женитьбы» датчиков с мозгами. Для этого существуют специальные программаторы. При этом важно учитывать, что даже при отсутствии штатной опции в автомобиле, рационально её установить из экономических соображений. При соотношении цены в 150$ за комплект системы и стоимости «убитой» покрышки, например, размера 275х70х18 выгода очевидна. Особенно для расстояний традиционных для территории Российской Федерации.