Сегодня сложно заблудиться в дороге. До нужного места доведет навигатор, а если его нет — сгодится и бумажная карта. Если в глухой сельской местности вы внезапно пробили колесо, то на замену шины уйдет не больше 15 минут, и можно снова отправляться в путь.
А вот водителям прошлого приходилось сложнее: дорожных карт еще не было, да и сменных колес тоже. Эти и другие полезные для водителей вещи изобрели братья Мишлен еще в прошлом веке. И многие из них мы активно используем до сих пор.
Карта-гармошка и международное автобюро
«Окей, Гугл, как доехать до Макдоналдса и где находится ближайший сервисный центр?» Раньше водителям не к кому было обратиться с такими вопросами. Приходилось гадать, сколько еще ехать до нужного места и есть ли в той стороне автомастерская. А на обед можно было рассчитывать, только если по пути попадется закусочная.
В Мишлен придумали, как помочь путешественникам.
В 1910 году вышла первая дорожная карта. Возможно, вы видели такую в старых фильмах: ее масштаб составляет 1 : 200 000, а чтобы водителям было удобнее ею пользоваться, карта сложена гармошкой.
А в 1919 году компания открыла международное Информационное бюро для путешественников. Там водители бесплатно узнавали расстояние и маршрут до нужного пункта и расположение ближайшей СТО. Бюро работало во всех странах, в которых продавали шины MICHELIN.
Самый престижный ресторанный рейтинг
Больше чем 100 лет назад вас бы не оштрафовали за стоянку в неположенном месте. Да и права бы не забрали даже за вождение в нетрезвом виде. Но не спешите завидовать: тогда не существовало путеводителей и карт. Людям приходилось ездить по улицам и искать, где поесть, остановиться на ночь или заменить колесо.
Все изменилось в 1900 году, когда вышел «Красный гид MICHELIN» — первый путеводитель для автомобилистов. Брошюра содержала адреса закусочных, ремонтных мастерских и отелей Парижа.
Со временем в книжке остались только описания ресторанов: их кухню оценивали в один, два или три балла. А потом «Красный гид» превратился в самый известный и влиятельный ресторанный рейтинг. Сейчас за возможность получить звезду Мишлен борются лучшие заведения мира.
Дорожные указатели из лавы
В 1910 году Мишлен сделали и предложили французским властям дорожные указатели — они помогали водителям ориентироваться на местности. Их установка стала толчком к развитию правил дорожного движения.
А в 1931 году Мишлен усовершенствовала указатели: теперь надписи на них наносились с помощью вулканической лавы. Постепенно этот метод нанесения стали использовать во всей Франции.
Машина-сороконожка
Чтобы создавать удобные и надежные автомобили, компании изготавливают специальные машины, на которых тестируют различные элементы будущих авто: руль, колеса, двигатель и т. д. Иногда этот специализированный транспорт выглядит как реквизит для футуристического кино.
В 1970 году инженеры фирмы Мишлен разработали машину-сороконожку. У нее 10 колес и целых два двигателя, а в центре находился измерительный прибор для испытания грузовых шин — именно для этого предназначалась странная конструкция. Несмотря на необычный вид, очень долго эта машина считалась самым безопасным и точным приспособлением для тестирования шин на высоких скоростях.
Взлетные полосы для самолетов
Как бы вы ни любили машины, из Москвы в Перу гораздо проще добраться по воздуху. А если хочется выспаться, то из столицы в Севастополь разумнее поехать на поезде, а не на «своих колесах». В Мишлен с самого начала понимали важность и перспективность других видов транспорта и помогали их развитию.
В начале Первой мировой войны, в 1914 году, компания изготовила и бесплатно передала Франции 100 боевых самолетов. А в 1916-м взялась за разработку взлетно-посадочной полосы, которая бы позволила им взлетать и садиться даже при сильном дожде. Так в мире появилась первая бетонная взлетная полоса.
Шины для поездов
В 1929 году в Мишлен заинтересовались поездами. Результатом стал фирменный железнодорожный вагон, а также шины для поездов метро. В конце 40-х компания представляет новые, более прочные радиальные шины — первыми в них, конечно, «обули» поезда парижского метро.
Онлайн-приложение и шины на 3D-принтере
Сто лет назад для замены в машине практически любой детали требовалось несколько дней. При условии, что ремонт вообще был возможен. Первым изобретением братьев Мишлен стала съемная пневматическая шина. Ремонт колеса стал занимать 15 минут вместо 15 часов: достаточно было просто поменять шину на новую, вместо того чтобы чинить прежнюю. Через некоторое время пневматические шины стали ставить на автомобили вместо старых моделей из парусины и каучука.
В наше время быстрого ремонта шины недостаточно: от нее требуется идеальное сцепление с дорогой и устойчивость к высоким скоростям. Поэтому Мишлен каждый год придумывает все новые способы усовершенствовать свои продукты.
В 2017 году компания представила прототип «шины будущего»: она будет сделана из биоразлагаемых материалов, а при износе новую шину можно будет напечатать на 3D-принтере.
В 2018 году Мишлен выпустила систему Track Connect. Пока она доступна только для обладателей специальных высокоскоростных покрышек. С помощью датчика, установленного на колесе, водитель может следить за температурой и давлением в шинах. Все данные выводятся на экран смартфона через мобильное приложение.
К 2024 году компания обещает выпустить на рынок безвоздушные шины.
Новая конструкция шин исключает возможность снижения давления и прокола колеса, но при этом выдерживает высокие нагрузки, скорость и динамику современных машин.